Производственная психология в системе психологического знания  

Производственная психология в системе психологического знания

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

для студентов всех форм обучения

Направление Менеджмент

Санкт-Петербург


УДК

ББК

Утверждено редакционно-издательским советом СПБГИЭУ в качестве учебного пособия

Марат И.К.

Производственная психология. Учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2012. — 101 с.

ISBN

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения направления «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент», отраслевая специализация «Нефтяная и газовая промышленность»), изучающих курс «Производственная психология».

УДК

ББК

ISBN

©СПБГИЭУ, 2012


Содержание

Содержание. 3

Введение. 4

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

Глава 1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА.. 5

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА.. 29

Раздел 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. 47

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА.. 47

Глава 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА 56

Глава 5. ЭРГОНОМИКА РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА.. 68

Список литературы.. 81

Тесты.. 83


Введение

«Производственная психология» — это комплексная научно-прикладная дисциплина, которая ориентирована на системный анализ психологических проблем, возникающих при осуществлении человеком профессиональной деятельности в промышленной организации.

Цельдисциплины «Производственная психология» состоит в ознакомление студентов с основными принципами и понятиями промышленной психологии, особенностями работы психолога на предприятии, проведения процедур психологического анализа трудовой деятельности, анализу своего состояния и поведения.

Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой дисциплины «Производственная психология» и охватывает все темы, заявленные в учебном курсе.

Подробно рассматриваются основные разделы производственной психологии, область знаний, главные направления, цели, задачи, предмет, методы, проблемы, а также все те основы и принципы, без которых человеку просто невозможно работать, и их незнание ведет к низкой производительности, плохой самоотдаче, постоянной стрессовой ситуации и конфликтам.

Пособие дополнено тестовыми заданиями, с помощью которых студенты смогут осуществить самопроверку освоения дисциплины.

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения по направлению «Менеджмент», изучающих Производственную психологию в качестве дисциплины по выбору.


Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ



Глава 1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА

Производственная психология в системе психологического знания

История развития производственной психологии

Методы производственной психологии

Создать психологию для бизнеса, промышленности или армии тяжелее, чем создать психологию для других психологов, и потому это требует большего таланта

Э. Торндайк

Производственная психология в системе психологического знания

«Производственная психология» («промышленная психология») —это комплексная научно-прикладная дисциплина, ориентированная на системный анализ психологических проблем, возникающих при осуществлении человеком профессиональной деятельности в промышленной организации.

Для раскрытия комплексного характера производственной психологии следует рассмотреть ее место в системе психологических наук.

Психология – это наука о явлениях, фактах и закономерностях психической жизни человека.

Статус самостоятельной науки психология обрела во второй половине XIX в., когда в 1879 г. под руководством немецкого философа и врача Вильгельма Вундта (1832–1920) в Лейпцигском университете была открыта первая экспериментальная лаборатория, затем преобразованная в первый психологический институт.

Фактически сразу с момента получения научного статуса, психология стала развиваться как сложная система психологического знания (Структура современной психологии представлена на Рис. 1).



В структуре современной психологии можно выделить две основные части: общую психологию и развивающиеся на ее основе прикладные психологии.

Общая психология изучает наиболее фундаментальные психологические явления, которые встречаются у всех людей, независимо от того, кто они и чем занимаются. Общую психологию можно разделить на два раздела: психологию познавательных процессов и психологию личности.

Психология познавательных процессовизучает психические процессы, с помощью которых человек приобретает и усваивает знание об окружающем мире и самом себе (познавательные процессы).

К их числу относятся:

· ощущение – простейший познавательный процесс, отражающий отдельные свойства и признаки предметов, при их непосредственном взаимодействии с органами чувств;

· восприятие – познавательный процесс создания целостного образа предмета, при его непосредственном взаимодействии с органами чувств;

· внимание познавательный процесс сознательного (или бессознательного) отбора одной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и игнорирование другой;

· память – познавательный процесс хранения, обработки и воспроизведения различного рода информации;

· воображение – психический процесс построения новых образов предмета, обстоятельств, путем перестройки имеющихся у человека представлений;

· представление – процесс создания «вторичного образа» предмета, который возникает в отсутствии прямого взаимодействия предмета с органами чувств;

· мышление – высший познавательный процесс, связанный с открытием субъективно нового знания, с творческим преображением действительности.

Психология личности – это раздел общей психологии, изучающий личность, индивидуальность и психические процессы, участвующие в формировании и развитии личностных качеств.

Личность — это те специфические психические свойства, особый психический склад, которым обладает человек и благодаря которому осуществляется психическая деятельность. Появляясь на свет как индивид (существо, принадлежащее человеческому роду), человек становиться личностью в процессе социального развития — общения с другими людьми, целенаправленного обучения и воспитания.

На основе общей психологии функционируют прикладные (отраслевые) психологии, изучающие возможности применения психологических знаний в различных отраслях человеческой деятельности (в современной психологии насчитывается около ста прикладных направлений) — наглядно представлены на Рис.2).

Педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включенности в социальные группы, а также психологически характеристики самих этих групп.

Психология экстремальных ситуаций (экстремальная психология) исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.

Психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда.

Инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем ин­женерно-психологического проектирования в системе «человек-машина».




Производственная психология — это отрасль психологии, ориентированная на нужды промышленности и занимающаяся изучением широкого круга психологических факторов трудовой деятельности, включая отбор работников, их подготовку и обучение, оценку качества работы, изучение влияния условий труда, исследование отношения к труду и этических установок работников, анализ социальных аспектов функционирования промышленных предприятий.

Производственная психология занята поиском возможностей психологической рационализации труда в различных отраслях производства.

Основными вопросами, рассматриваемыми производственной психологией, выступают:

1. приспособление техники к психическим особенностям человека (в этой области производственная психология взаимодействует с инженерной психологией и эргономикой);

2. приспособление работы к психическим особенностям человека: изучение психических состояний, возникающих в процессе труда (здесь производственная психология тесно взаимодействует с общей психологией, экстремальной психологией);

3. приспособление человека к оборудованию и работе: профессиональный отбор, оценка, обучение персонала (в этой области производственная психология взаимодействует с психологией управления, управлением персоналом);

4. приспособление человека к человеку в условиях производства: формирование благоприятного социально-психологического климата, проблемы сплоченности, сработанности производственных коллективов, разрешение трудовых конфликтов (в этой области производственная психология взаимодействует с социальной психологией, организационной психологией).

Производственная психология концентрирует свое внимание на психологических особенностях деятельности рабочих.

Деятельность других участников производственного процесса — управленческого персонала, специалистов, служащих — рассматривается ею исключительно в плане их непосредственного воздействия на условия трудовой деятельности рабочих.

К рабочим относятся лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и т.п.

По характеру участия в производстве рабочие подразделяются на две группы: основные рабочие и вспомогательные рабочие.

Основные рабочие — это рабочие, которые занимаются выпуском основной продукции предприятия.

Вспомогательные рабочие — это рабочие предприятия, выполняющие работы по обслуживанию основного производства и способствующие его эффективной деятельности.

Различные отрасли промышленного производства имеют свою определенную специфику, но промышленный труд обладает едиными психологическими особенностями, поэтому в большинстве случаев психологические рекомендации носят универсальный характер в сфере промышленной деятельности.

Помимо понятия «производственная психология» (или его синонима «промышленная психология») в научной литературе можно встретить понятия «индустриальная психология» и «организационная психология» («индустриально-организационная психология»). Следует определить соотношение этих понятий.

«Производственная (промышленная) психология» — это понятие, традиционно используемое в отечественной научной практике для обозначения отрасли психологии, изучающей психологические проблемы деятельности человека в промышленной организации.

«Индустриальная психология» — это название, используемое в западной психологии для обозначения психологического направления, изучающего круг вопросов, аналогичных вопросам производственной психологии, т. е. фактически «индустриальная психология» — это англоязычный синоним производственной психологии.

«Организационная психология» — это область научного знания, исследующая психологические особенности работы человека в рамках целостных организаций — промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений, уделяя при этом первостепенное внимание психологическим аспектам функционирования организационных структур.

Организационная психология изучает такие вопросы, как:

· лидерство;

· групповое принятие решений;

· урегулирование конфликтов;

· влияние новой технологии на организацию;

· анализ организационной структуры и развитие организации.

Производственная психология и организационная психология имеют определенные совпадения в предметной области. Но, следует отметить, что производственная психология сосредотачивает свое внимание на производственной организации; объектом ее изучения выступает промышленный персонал. Она изучает практические вопросы психологической организации труда на предприятии, эргономические аспекты труда.

Круг вопросов организационной психологии более широк — она изучает проблемы управления трудовой организации и построения моделей поведения работника в целом.


8498879031630067.html
8498945948539719.html

8498879031630067.html
8498945948539719.html
    PR.RU™